Родителям



Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, 

чтобы ее исполнять, 

и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить.
Леонард Луис Левинсон





Родительский университет

4 класс

Тема 1.  Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.
                                                                                                                      Оскар Уайльд


        В 9-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь. Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
      Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия:      способность осознать причины учебных неудач и успехов.
      Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу». При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.
        Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется    возможность адекватно оценивать свои     достоинства     и недостатки. Важно помнить,    что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности   делать порученное дело хорошо.  В  противном                случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.
        Большую зрелость приобретает общение.    Если говорить об    общении со взрослыми, то нужно    иметь в виду, что в это время должна произойти   дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
        Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется   межполовое общение.   Дети  одного пола могут    рассматриваться     как соперники. Внимание детей   противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.
        Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.  Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.
        Четвертый год обучения в младших   классах завершает первый этап школьной жизни    ребенка.   Четвероклассники – это    выпускники  начальной школы.   Именно этот    факт     во многом определяет    те    акценты,   которые   расставляют   взрослые    во    взаимодействии   с   детьми   данного возраста.     Перспектива    перехода   в  среднюю    школу    заставляет взрослых    обращать первостепенное внимание  на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
        К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.    Общий подход ребенка  к    ее  выполнению    хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так,  например, одни    приступают к урокам сразу      после прихода из школы, другим требуется   отдых   (разной продолжительности). Кто-то  быстро и легко   включается в работу, у других много времени занимает подготовительный    период.   Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие,   наоборот, с легких. Одни лучше усваивают     материал    с опорой  на графические изображения (рисунки, схемы    и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.
        Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
          Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения: слушать учителя; выделять главную мысль сообщения;
связно пересказывать содержание текста; отвечать на вопросы к тексту; ставить вопросы к тексту; делать содержательные выводы на основе полученной информации; письменно выражать свою мысль; привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой; адекватно оценивать результаты собственной работы.
      Дорогие родители!   Ваш    ребёнок завершает   обучение в начальной   ступени общего образования. Как  же помочь   ему успешно   освоить  учебную   программу   и  стать более самостоятельным и культурным человеком?
        Прежде всего, продолжите работу по формированию   навыка осмысленного осуществления  ребёнком всех своих действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное   поведение, обусловленное   привычкой просто гулять   по улице, бегать,    смотреть телевизор,    играть    в   компьютерные   игры, лежать на   диване. Глубокий    смысл во    многих действиях   обнаружить    трудно, да и взрослые    не   всегда стремятся его   найти    вместе с   ребёнком.    Отставания в   учёбе чаще всего   являются следствием    того, что взрослые не побуждают    ребёнка  постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?»
        Вполне способного к сложным умственным размышлениям человека 9 – 10 лет не ориентируют на то, чтобы он всегда   ощущал своё отличие от животных, которым не надо думать, так как всё определяют инстинкты. Человек не может руководствоваться лишь    ими, он способен представлять    конечный    результат своих действий и выбирать наилучший вариант их осуществления. Поэтому   требуется не только стимулировать поиск    ребёнком ответа на    вопрос о смысле большинства его    поступков,     но и     учить     находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший.    Тогда ум будет     постоянно занят сложной    поисковой работой, требующей      наличия   соответствующей     информации.    В    итоге    появится возможность глубже обосновать необходимость получения разнообразных знаний с целью рационализации и   оптимизации повседневной жизни, успешной реализации потребностей и интересов ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.
      Для укрепления интереса к ней    следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу   того,    что он узнал нового на уроках,    при    выполнении    домашних заданий. Следует отучать от механического    запоминания учебного материала. Надо постоянно искать вместе с   ребёнком смысл и значение для его повседневной   жизни    тех    знаний и умений, которые он приобретает в процессе обучения. При этом отмечать не только    их пользу для будущей жизни,    но и для текущей.       Также важно    продолжить воспитание   навыков    проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы. В 9 – 10 лет у ребенка уже должно быть выработано чувство долга перед собой    и окружающими.   Продолжайте укреплять навык ежедневного чтения художественной,  а также научно-популярной литературы.    Продолжайте    отмечать все   достижения в    преодолении лени,   безволия,    эмоциональной несдержанности.    Спокойно и обоснованно предъявляйте свои требования.   Тогда   обязательно будет   достигнут желаемый    результат в развитии сознания и поведения вашего ребёнка.

Тема 2.  Как научить своего ребенка жить в мире людей

Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.

Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Помните:
- Ваши показные вежливость и чуткость ребёнок легко распознает.  Он очень скоро вернёт их вам.
- Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребёнка.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребёнок станет отзываться так и о вас.
- Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребёнка уроком доброты и человечности.
- Проявляйте благородство при любых обстоятельствах.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?

Информация к размышлению.

1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.

2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями.

3. Иногда ребёнок знает правила поведения,  но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.

4. Часто ребята не выполняют правила, считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

А что мы подразумеваем  под понятием «культура личности»?

Культура личности включает несколько аспектов:

1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека.

2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, а всем образом, отношениями, существующими в семье.
Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.  Помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример.

Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения.

3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.

Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.

Искусство общения включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.

Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные дни. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие. У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Памятка для родителей

1.Не демонстрируйте  своему ребёнку показную вежливость и чуткость.

2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. 

4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.

5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.

6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять.

7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.

Тема 3. Ребенок и компьютер

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Часть родителей не возражает против компьютерных занятий или игр. Есть мамы и папы, полностью отвергающие такую форму времяпрепровождения для своего ребенка. Но есть и еще одна категория родителей: они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка, он мало общается со сверстниками, компьютерные игры отупляют или ожесточают. Необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребенка на компьютере, чтобы не нанести вред здоровью. При работе с компьютером усиливается нагрузка на зрение. Ребенок вынужден улавливать мельчайшие предметы, следить за их передвижением, реагировать на неожиданно появляющиеся предметы. В результате нагрузка на зрение становится колоссальной. При частой работе с компьютером несформированный глазной аппарат ребенка не справляется с такой нагрузкой и зрение начинает падать. Исследования медиков показали, что снижение зрения наблюдается у 80 % детей, пользующихся компьютером, и лишь у 15 % детей, не играющих в компьютер. Необходимо также сказать о нарушении осанки. Необходимость длительное время сохранять одну и ту же позу создает большую нагрузку на одни и те же мышцы. В результате происходит деформация еще неокрепших костей и появляется искривление позвоночника. Следует отметить у детей, играющих в компьютер длительное время, появляется лишний вес. Игра захватывает ребенка целиком, в результате очень много времени ребенок находится в неподвижном состоянии. И у него формируется малоподвижный образ жизни и как следствие, лишний вес: а это в свою очередь нагрузка на сердце и печень.

Психологи утверждают, что компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками. Подавляющее большинство компьютерных игр развивает только быстроту реакции ребенка, но не развивает воображение, мышление. Содержание игр провоцирует проявление детской агрессивности, жестокости, повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.

Несколько слов по поводу компьютерной игры.

Они бывают разные:

• игры типа "убей их всех", в которых главный герой должен победить врагов

• игры – приключения, где герой проходит по страницам повестей и рассказов

• игры стратегические, в которых приходится принимать решения по изменению стратегии в ходе игры • развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию

• обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений

• диагностические (применяются специалистами)

• графические игры, связанные с рисованием, конструированием

Важно просто правильно выбрать игру для ребенка. Ведь компьютерная игра удовлетворяет естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, добиваться улучшения своих результатов. Так что главное правильный выбор игры в соответствии с принципом "Не навреди! "

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре

для детей младшего школьного возраста

. • в игре не должно быть текстовой информации

• шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный

• изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей

• темп движений на экране не быстрый

• нежелательно применение системы оценок в баллах

• программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности:

* ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

* лучше играть в первой половине дня

* в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

* комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена * мебель соответствовать росту ребенка

*расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

*после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

* игровую деятельность сменить физическими упражнениями

Таким образом, можно сделать вывод, что рациональное применение компьютера может стать полезным средством развития ребёнка.

P.S. Больше общайтесь с вашим ребёнком, обсуждайте свои и его чувства – основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей – недостаток общения.

 

Лето с пользой

 Приходит лето, и для родителей встаёт проблема: чем занять ребёнка на каникулах, чтобы он получил полноценный, оздоровительный  отдых? Прогулки на свежем воздухе, максимальное увеличение двигательной активности, закаливание водой, культура питания, - на первый взгляд ничего нового в постулатах нет. Однако проблема гиподинамии стала сегодня ещё более острой. Ведь школьная нагрузка увеличилась, а к телевизору прибавился компьютер. Современные дети реализуют свою потребность в движении лишь на 12 %. А ведь врачам давно известно, что если ребёнок не выбирает свою индивидуальную норму суточной активности, его нерастраченная энергия накапливается, давая выход всевозможным "болячкам", не только физическим, но и нервно-психическим.
   Родителям надо стремиться, чтобы ребёнок играл, бегал, прыгал столько, сколько ему хочется, тем более летом. Необходимо лишь организовать игры. Психика ребёнка настроена на быструю смену разных форм активности.
  В последние годы растёт количество детей с нарушением осанки – от 30 до 80 % наших детей страдают им. Причина – недостаточное (опять же из-за малоподвижности) развитие мышечного корсета. Медиками прослежена тесная взаимосвязь между нарушениями осанки и остроты зрения – это ведь тоже мышечная слабость. Постарайтесь использовать каникулы с максимальной пользой для здоровья ребёнка.
 
          Цикличность возраста
 Если ребенок вдруг стал непослушен, у него плохо получается то, с чем раньше он справлялся легко, не надо отказывать ему в радости и превращать его жизнь в ад. В такие моменты нелишним будет вспомнить, что ученые пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей:



 2 года – ребенок спокойный, дружелюбный;

 2,5 года – беспокойный;
 3 года – ровный, уравновешенный;
 3,5 года – беспокойный, раздражительный;
 4 года – энергичный, «завоевательный»;
 4,5 года – замкнутый, невротичный;
 5 лет – спокойный, ровный, контактный;
5,5 и 6 лет – беспокойный;
 6,5 лет – уравновешенный;
 7 лет – беспокойный, раздражительный;
 8 лет – энергичный, «завоевательный»;
 9 лет – замкнутый, невротичный;
 10 лет – опять спокойный, контактный.
 И дальше – та же периодичность: в 11 лет – беспокойный, в 12 лет – уравновешенный, в 13 лет – беспокойный, в 14 – энергичный, в 15 – замкнутый, в 16 – спокойный, контактный.
 Не все дети в одинаковой степени соответствуют этим возрастным характеристикам. Психологи дают эту схему для того, чтобы мы с вами с пониманием относились к перепадам в настроении и поведении детей и терпеливо ждали, когда трудная полоса пройдет и сменится легкой и приятной.


 Взрослым это надо знать и для того, чтобы не разувериться в себе как в воспитателях. Ребенок стал хуже вести себя? Не будем воспринимать это как катастрофу. Это, скорее всего, кризис, за которым последует выздоровление.




Полезные навыки: самоконтроль

Одним из составляющих успеха детей не только на начальном этапе обучения, но и в средней школе является сформированность такого умения, как самоконтроль.
Малышу не достаточно просто внимательно слушать учителя, важно еще осознавать и правильно оценивать свои чувства, эмоции и поступки. Самоконтроль необходим человеку в любой деятельности, потому что именно он помогает заметить допущенные ошибки и предотвратить новые, понять насколько правильно человек поступает в игре, учебе и труде.
Плохо сформированный навык самоконтроля приводит к тому, что ребенок не может применить на практике даже хорошо знакомые правила. Родители заставляют ребенка заучивать правила наизусть и удивляются, когда он вновь и вновь допускает ошибки.
Если ребенок не владеет навыками самоконтроля, ему трудно самостоятельно выполнять задания, постоянно требуется помощь взрослого, контроль со стороны. При несформированности процессов самоконтроля учебная деятельность может вызывать следующие трудности:
     Ребенок не видит свои ошибки;
·         Количество ошибок увеличивается к концу работы;
·         Ребенок не в полном объеме выполняет требования учителя;
·         Первоклассник с трудом осваивает навык письма;
·         Очень медленно пишет.
Все эти серьезные проблемы мешают школьнику не только на этапе адаптации к школьной жизни, но и вплоть до старших классов.
Потренировать этот важный навык у наших детей не сложно. И начинать эту работу полезно еще в дошкольном возрасте, во время подготовки к школе. Тем более, что сформировать этот навык можно в игре.
Не стоит предлагать ребенку все задания сразу, иначе он быстро потеряет к ним интерес. Лучше повторять каждое задание до тех пор, пока у малыша не начнет хорошо получаться. И наградой станет успех вашего чада, причем не только в учебе.
Итак, игры, помогающие сформировать навык самоконтроля.

Игра "Сохрани слово в секрете"
Инструкция
Взрослый говорит: я буду называть разные слова, которые тебе нужно повторить за мной. Но помни, что названия цветов - наш секрет, их нельзя повторять. Когда услышишь названия цветов, просто молча хлопни в ладоши.
Возможный список слов: василек, книга, ручка, роза, дерево, автомобиль, тюльпан, мотоцикл, самолет, кувшин, кувшинка, ваза, картина, кошка, кактус, кепка, ботинки, орхидея, Лилия, шкаф, лошадь, олень, мимоза, нарцисс, ромашка, колокол, колокольчик, трамвай, енот, пенал, ландыш.
Правила можно менять и вместо названий цветов держать в секрете:
·         Слова, начинающиеся со звука [р]
·         Слова, начинающиеся с гласного звука
·         Названия животных
·         Имена девочек
·         Имена мальчиков
·         Названия предметов имеющих круглую форму или зеленый цвет

Игра "Пароль-отзыв"
Взрослый говорит: я назову тебе пары слов, которые нужно запомнить. Первое слово- пароль, второе - отзыв.
После чтения слов взрослый называет пароль, а ребенок должен назвать отзыв.
Для начала лучше использовать слова связанные по смыслу.
Шкаф- полка
Велосипед- педали
Машина- руль
Самолет- крылья
Стул - спинка

Затем можно перейти к парам слов не связанных по смыслу.
Жук - кресло
Компас - клей
Колокольчик - стрела
Синица - стрела
Лейка - трамвай

Игра «Самый внимательный»
Взрослый спрашивает: какое слово я повторю чаще других?
Шуба, радость, сентябрь, радуга, охота, радость, дочка, рыбалка, мудрость, зима, счастье, солнце, весна, дети, малина.

Если малыш неплохо читает, можно дать ему такое задание. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произносит громко. Можно произносить вслух каждое третье слово, последнее слово в предложении, все слова, которые начинаются на гласный.



Для заботливых родителей и внимательных ребят!
 

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.



Роль родительского авторитета в воспитании ребенка


 
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример ему! 
С.Брандто


  Важным условием воспитания является авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете, - к взрослым людям вообще. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований для авторитета.
  Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей в глазах ребенка - это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.
  Также стоит отметить, что авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера.

1. Роль родительского авторитета и воспитания детей
  Воспитание детей - самая важная задача родителей. Воспитывать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать. Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый, если только он этого действительно захочет.
  Каждый отец и мать должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет поведение родителей. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как радуетесь и печалитесь, как одеваетесь и т.д. - все это имеет для ребенка большое значение. Родительский контроль за каждым своим шагом, уважение к своей семье - вот первый и самый главный метод воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, в организации жизни ребенка.
  Откуда же берется родительский авторитет? Те родители, у которых дети не слушаются, склонны думать, что авторитет дается от природы. Они глубоко ошибаются. Есть много примеров ложного авторитета.
Авторитет подавления.
  Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.
Авторитет любви.
  Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?», очень скоро дети замечают, что папу или маму можно как угодно обмануть, только это надо делать с выражением нежных чувств. С малых лет ребенок понимает, что к людям можно подлизываться. Этот авторитет выращивает неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет доброты.
В этом случае детское послушание, так же организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в этой семье дети начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает широкий простор для детских желаний, капризов, требований.
Авторитет дружбы.
  Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.
Авторитет подкупа.
  Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.
Есть еще один вид родительского авторитета, которому трудно дать название. В этом случае родители буквально «заедают» детскую жизнь непонятными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость.
В чем же должен состоять настоящий авторитет родителей?
  Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем, перед жизнью детей. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно никаких оснований, и тем более не нужно придумывать ничего искусственного.
  В дисциплине нужно, прежде всего, следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похожим на упрашивание;
оно должно быть посильным для ребенка, не требующим от него слишком сильного напряжения;
оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу;
оно не должно противоречить другому важному распоряжению или распоряжению другого родителя.
  Воспитание должно быть построено и на труде. Научиться творческому труду - вот особая задача. Трудовое участие в жизни семьи должно начинаться рано. Сначала в игре. Не надо применять в области труда, какие либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее результаты должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, что бы он испытывал радость. Важно добиться того, чтобы работа была выполнена.


2. Принятие ребенком авторитета родителей
   Авторитет - добровольно принимаемое влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ. Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями других людей, руководить их поведением, не прибегая к принуждению.
  Первыми авторитетными фигурами для любого человека с самого раннего возраста выступают его родители. Это обусловлено, во-первых, тем, что именно с ними связан первый опыт социального взаимодействия, общения, и во-вторых, тем, что для ребенка родители выступают носителями объективных преимуществ практически во всех областях жизнедеятельности. Уже в возрасте трех лет появляется способность воспринимать себя как отдельное существо, лишь частично зависимое от влияния окружающих. Так происходит становление первых элементов самосознания, составляющее основное психологическое содержание кризиса трех лет, В этом возрасте ребенок начинает активно стремиться к самостоятельности, часто вопреки авторитету родителей. В этой ситуации во избежание эмоциональной напряженности родителям целесообразно пересмотреть свои позиции, частично уступив ребенку право на регуляцию его поведения. Родительский авторитет при этом нисколько не страдает. Наоборот, попытки отстаивать изжившие себя методы воспитательных воздействий приводят к подрыву родительского авторитета. Тем не менее самостоятельность ребенка в дошкольном возрасте еще очень ограничена, поэтому родители продолжают оставаться для дошкольника самыми авторитетными фигурами.
  С поступлением в школу ситуация меняется. Школьный учитель в силу своей руководящей позиции приобретает даже больший авторитет, чём родители. Это означает не утрату родителями своего влияния на ребенка, а его естественное подразделение между ведущими институтами социализации - семьей и школой. Влияние родителей приобретает новое качество в силу того, что ребенок сам начинает выделять авторитетные для себя фигуры в различных сферах своей жизни. При нормально складывающихся взаимоотношениях в семье родительское влияние остается чрезвычайно значимым вплоть до подросткового возраста, когда возросшее самосознание ребенка побуждает его к переоценке ранее авторитетных фигур. Авторитет родителей перестает быть непререкаемым и не подлежащим сомнению. Чтобы не утратить влияние на подростка, родителям необходимо учитывать происходящие с ним возрастные перемены и не отстаивать свой авторитет в его прежней форме. Чем старше ребенок, тем выше его способность к самостоятельным суждениям и оценкам. Родители могут сохранить свой авторитет лишь в том случае, если его основой выступает не просто родительская позиция, а объективные достоинства родителей, которые подросток способен оценить.


3. Авторитет и личный пример родителей
   Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей.
  Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
  Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
  Педагогический такт родителей. Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.


Заключение
   Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей. Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая немощь родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
   Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей. Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой. Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода. Не пытаться никого перевоспитать, особенно если человек не осознает необходимости самосовершенствования. Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку приятнее узнавать о себе,  как о хорошем человеке, чем как о плохом. Искренне восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности. Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.



Тибетский взгляд на воспитание детей

Давайте узнаем о мудром воспитании детей в Тибете. И, возможно, чему-то у них поучимся…

  Никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.
  Первый период до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще неспособен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не «не бить вазы», а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?
  Второй период с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
  Третий период с 10 до 15. Как воспитывать ребенка в этот период? Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
  Последний период с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

   Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
— Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
— Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.
— Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
— Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.









Комментариев нет:

Отправить комментарий